воскресенье, 11 марта 2012 г.

Католический епископ рассказывает о Харизматическом Обновлении

Католический епископ рассказывает о Харизматическом ОбновленииЕпископ Влоцлавского диоцеза Бронислав Ян Мария Дембовский, 
профессор философии, член Ученого Совета Епископата Польши, а также 
Советов по экуменизму, апостольству мирян, диалогу между религиями, 
член Международного Католического Совета Харизматического Обновления, 
всепольский духовный наставник движения Обновления в Святом Духе, 
церковный ассистент Совета Католических Движений в Польше.

Владыка, как случилось, что движение Обновления в Святом Духе стало частью Вашей жизни? Какие плоды участия в этом движении Вы видите в своей жизни?

Во время январских Недель Молитвы о Единстве Христиан я встречался с братьями из пятидесятнической Объединенной Евангелической Церкви. Один из служителей этой Церкви, пастор Чайко, подарил мне книгу "Католики-пятидесятники", изданную в 1969 году, которую написали богословы-миряне, супруги Кевин и Дороти Ренехен. Я прочитал ее и, когда ехал в Соединенные Штаты в 1975 году, я уже знал, что искать. Первым человеком, которого я спросил об Обновлении в Святом Духе, то есть о харизматическом обновлении, был молодой диакон иезуит Мечислав Пацва, который пригласил меня на встречу именно такой группы. В то время за моими плечами было уже 22 года священства, я был доцентом философии, работал в Академии Католического Богословия и в духовной семинарии. Мне грозило интеллектуальное восприятие Бога. Я верил, что Он существует, что Он - Творец и Первопричина всего, но интересуется ли Он мной лично - это совсем другое дело. Именно в Штатах я встретился с живой верой в личностного Бога.
Он послал Иисуса Христа, Который воскрес, и поэтому живет и присутствует среди нас. Каждая встреча харизматических групп начиналась со слов: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф 18,20). Когда-то немецкий богослов, специалист по Святому Духу, Герберт Мюлен сказал мне, что до встречи с харизматическим обновлением Святой Дух был у него в голове, а теперь - и в голове, и в сердце. Тогда я подумал, что подобное произошло и со мной.
После возвращения в Польшу я заметил интерес именно к такой, оживленной форме религии. Когда в Клубе Католической Интеллигенции я рассказывал о своих впечатлениях от поездки, кто-то спросил, не собираюсь ли я организовать такие встречи в Польше. Я ответил, что не собираюсь, но каждый вторник с 20.00 до 22.00 буду молиться в церкви, и каждый может придти и молиться вместе со мной. На первую встречу пришло 20 человек, из которых четверо слышало мое выступление, а остальные узнали о встрече "случайно". Позже я узнал, что человек, задавший мне этот вопрос, поехал на Ясную Гору (известный в Польше санктуарий Божьей Матери в Ченстохове - прим. ред.), чтобы там молиться за успех нашей первой встречи. Группа, которая тогда возникла, существует до сих пор. Она называется "Марана Та", и ее харизмат - введение в жизнь в Святом Духе.

Мы говорим „харизматическое обновление“. Как, по Вашему мнению, 
надо понимать слово „харизмат“?

Я понимаю харизмат, как дар, данный для созидания Тела Христова, то есть Церкви. Наличие того или иного харизмата еще не свидетельствует о личной святости харизматика, но это дар, данный для Церкви.
Дары различны. Они могут быть и самыми обыкновенными, и необыкновенными, которые вызывают сенсации, хотя Иисус обещал, что уверовавшим в Него будут сопутствовать чудеса. Например, дар исцелять. О нем лучше говорить, как о даре исцеления, потому что в основном это дар одноразовый. Проверкой подлинности таких даров всегда является любовь к Богу и к людям. И хотя они желанны и необходимы нам, только любовь делает человека совершенным и милым Богу. Если не возрастает в человеке любовь, то здесь не может быть и речи о дарах Святого Духа, потому что харизмат – это дар, данный даром для строительства Тела Христова. То есть харизматы призваны развивать в человеке любовь, которая позднее будет проявляться в конкретных делах.

Некоторые упрекают нас в излишней эмоциональности. На этот упрек я хочу ответить следующее: никто не удивляется печальной эмоциональности в Церкви, но есть такие, которых удивляет радостная эмоциональность. Но ведь она лишь признак радости от того, что Бог стал человеком, умер за нас и воскрес. Конечно, всегда будет существовать конфликт между радостью и игрой. Иногда у нас слишком много элементов игры, но никогда радости не бывает слишком много. После каждой встречи с группой Обновления я возвращаюсь радостный и более сильный.

Как отличить игру от радости?

К сожалению, я это не знаю, а чувствую. Думаю, что мы имеем дело с игрой, когда ищем себя, а не радуемся Богом, общиной, любящей Его. Кто пережил радость на молитве, может на следующей неделе придти и искать ее только потому, что ему было хорошо. Но если кто-то ищет того, чтобы ему было хорошо, легко может обмануться и быстро уйти из группы.

Наверно, часто случается, что те, кто ходит на встречи, ищут не столько радости, сколько зрелищных знаков?

Если люди регулярно приходят на еженедельные встречи в своем приходе, они не могут искать зрелищных знаков, потому что их там в больших количествах просто нет. Я побаиваюсь массовых „мероприятий“, во время которых молящегося за здоровье часто воспринимают, как Кашпировского.

Как же отличить „Кашпировских“ от молящихся за здоровье?

В природе происходят неизвестные явления. Если молясь за страдающего, например мигренью, я касаюсь его головы и чувствую, что мои руки становятся горячими, и он чувствует, что его голова горячая, а через три года он приходит ко мне и говорит, что от момента моей молитвы он не ощущает боли (у меня был такой случай), то я знаю, что тогда я только молился и больше ничего меня не волновало. Нельзя поддаваться искушению господства над силами природы, которому часто поддаются экстрасенсы-биоэнерготерапевты. Они не молятся, а только жаждут власти.

Единственный, имеющий власть, – Сам Бог. Поэтому, если вслед за лечением не углубляется внутренний мир – например, здоровье больного улучшилось, но пропало согласие между мужем, женой и детьми – это сигнал того, что не было во всем этом Божьего действия. Поэтому я говорю, что не знаю, есть ли у меня „биотоки“. Знаю только, что у меня были горячие руки и что я молился, а остальное меня не касается.

Один священник попал в тяжелую автокатастрофу и у него были различные повреждения внутренних органов, включая разрыв печени. Я стараюсь посещать больницы и всегда после разговора с больными молюсь за них по-своему. Именно так я и сделал тогда, зная, что этот священник уже принял таинство елеосвящения, – как епископ, помолился над своим священником. Я возложил на него руки и, что поделать, – у него абсолютно все зажило. Я только молился. Всегда необходимо помнить, что это Иисус исцеляет. Молитва об исцелении – это не терапия, а акт веры: делай, Боже, что хочешь. Да будет воля Твоя.

Члены Обновления в Святом Духе предостерегают перед биоэнерготерапевтами, говоря даже, что исцеление у них - дело дьявола.

Думаю, что иногда это говорится слишком радикально. Но во многом они правы. Например, один известный экстрасенс гордо заявил, что уже знает, как Иисус господствовал над космическими силами. Поэтому отец Верлинд*, имеющий большой опыт в этой области, предостерегает перед подобной практикой. В сегодняшнее время страшен не атеизм, потому что его нет, он скомпрометировал себя с философской точки зрения и своими социальными и экономическими предложениями. То, что на самом деле представляет в данный момент угрозу, это вера в неопределенные космические силы, сотворившие и заполняющие вселенную. Эта позиция проявляется в течении, называемом Нью Эйдж (Новая Эра). Расширяется мнение о том, что говорить о личностном Боге - это пережиток, ведь мы сами уже можем использовать силы природы. Думаю, что в некоторых случаях это дьявольское искушение, типа "будете, как боги".

Космические силы до конца неизвестны. Если я молюсь и считаю себя Божьим слугой, а не господином космических сил, то со мной все в порядке. Похожая ситуация была с гомеопатией. Когда-то ее создатель призывал на помощь какие-то космические силы, а сегодня серьезные, глубоко религиозные врачи исследуют явление гомеопатии и говорят, что есть лечебные эффекты. То есть, всё зависит от того, воспринимаю ли я факты не только как природовед, но и как верующий христианин, который знает, что это Бог - Творец природы и Господь всего, или подхожу к ним, как маг, отдающий природе приказания. Поэтому во многих случаях перед биоэнерготерапевтами предостерегают правильно. Например, одна мать жаловалась, что ее дочь была исцелена биоэнерготерапевтами от определенных недугов, но теперь с ней вообще невозможно общаться. Здесь подтверждается выражение Честертона, который говорил: "Фальшивая монета опасна тем, что похожа на настоящую".

Обновление в Святом Духе упрекают в утрате связи с Марией.

Это зависит от группы. Первая, расшифрованная филологами молитва в языках одной из американских групп, оказались молитвой "Радуйся Мария". Это случилось в праздник Благовещения. Но я знаю, что в Польше существуют харизматические евангелисты, не имеющие римско-католических традиций. Уставшие от надоевших форм народного культа Марии, они отбросили его. Эта позиция - не правило и не опасна до тех пор, пока не вносит изменения в римско-католическое вероучение. С уверенностью могу сказать, что Обновление в Святом Духе как таковое не направлено против Марии.

Святой Отец в энциклике "Tertio millennio Adveniente" говорит о том, что мы должны заново открыть Святого Духа. Разве мы Его потеряли?

Думаю, да. Римский католицизм слишком мало придавал значения действию Святого Духа, и именно это надо оживить. Так же мы мало акцентируем внимание на тринитарность, потому что, если Бог явился нам как Община любящих друг друга Лиц, а человек сотворен по образу и подобию Божьему, то он подобен Ему и в том, что может создавать общины любящих друг друга людей.
Обновление в Святом Духе - это не новая структура в Церкви. Мы жаждем, чтобы были обновлены в вере все структуры Церкви. Это не новый харизмат, а оживление существующих харизматов. Иезуит должен открыть и углублять иезуитский харизмат, бенедиктинец - бенедиктинский, марианин - марианский. Речь идет о том, чтобы ожили существующие структуры, а не образовались новые.

Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет обновить жизнь своего прихода и свою собственную духовную жизнь?

Я считаю, что в первую очередь надо обратиться к настоятелю, чтобы он уважал каждую инициативу мирян. Обычно их предложения вначале имеют неправильную форму, но уважение и заинтересованность настоятеля могут направить любую инициативу в нужное русло. Если он будет подавлять энтузиазм мирян, то жизнь в его приходе будет постепенно замирать.
Если же говорить о мирянах, предлагаю им глубже переживать Святую Мессу. Первая часть Евхаристии - это слушание Божьего слова и проповеди. Приходя на Святую Мессу, мы должны задавать себе вопрос: что Бог хочет мне сегодня сказать? Призываю так же всех к тому, чтобы в каждом доме было Священное Писание. Следующий важный момент - развитие молитвы, прославляющей Бога. Просьба важна, но важнее прославление Бога за то, что Он сделал для нас. Пастыри и верные пусть возрадуются тем, что Иисус живет, что Он - среди нас. Если мы будем внимательней смотреть на нашу жизнь, то заметим в ней множество стечений обстоятельств, свидетельствующих о нежном и любящем действии Иисуса Христа. Благодарственное прославление - это прежде всего Евхаристия.


Беседовал o. Анджей Янс MIC

(По журналу "Zwiastun Midosierdzia", № 2(4), 1998 г.) 
“Слово с нами”, январь 2000, № 2, стр. 48


http://slovosnami.narod.ru/2000_1_1.html
http://catholic.baznica.info/archives/12571
http://www.obnovlenie.vrn.ru/Podatel_blag.html


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.