среда, 18 июля 2012 г.

Сверхъестественные способности

Сверхъестественные способности


 Вопрос: “Очень часто я слышу и на проповедях в церкви, и в общении с прихожанами, про Дары Святого Духа, про вдохновение, про особые состояния души. О чём идёт речь – о возможной реальности таких состояний для верующего человека или тут больше фантазии от прелести?” Алекс, Рига

Отвечает свящ. В. Данилов:

Чтобы привитая душе сверхъестественная жизнь – освящающая благодать могла действовать она должна иметь органы действия – сверхъестественные способности. Они образуются из усовершенствования естественных способностей. Такими способностями являются влитые добродетели и дары Духа Святого.

А. Влитые добродетели.
Влитые добродетели подразделяются на богословские и моральные. Богословскими они называются потому, что их предметом является Бог. Моральные – потому что их предметом являются моральные качества в человеке.

Рассмотрим богословские добродетели:

а) Вера. Она направляет человека к сверхъестественной цели. Основной ее плод – духовная сила.
б) Любовь. Она соединяет человека с сверхъестественной целью. Основной плод ее – радость.
в) Надежда. Она желает сверхъестественной цели. Основной плод ее – покой.
Богословские добродетели выражают собой сущность духовной жизни. Моральные добродетели и дары Духа Святого развивают богословские добродетели. Всею сверхъестественной жизнью должна руководить любовь. Влитые добродетели человек теряет от греха, возвращаются они через покаяние. В развитии этих добродетелей предела нет.

Главные моральные добродетели:

а) рассудительность,
б) справедливость,
в) мужество и
г) умеренность.

Недостаточно, чтобы воля стремилась к идеалу. Она должна сформировать нового человека и это осуществляется с помощью выше названных главных моральных добродетелей. Они реализуют любовь в дело. Они тоже вливаются Богом, но могут быть и приобретенными.
Влитые добродетели направляют человека к сверхъестественной цели. Но так как они вливаются только в состоянии праведности (то есть могут быть у человека не всегда), то если у человека нет приобретенных моральных добродетелей, он может пасть. Если же у человека есть приобретенные добродетели, но нет влитых, то человек, тяжело согрешив, утрачивает сверхъестественную направленность своей жизни.

Б. Дары Святого Духа.

Дары Святого Духа – это особые состояния души делающие ее способной к восприятию особых вдохновений Святого Духа. Всего же обычных даров Духа Святого семь. Это дар: ведения, разума, мудрости, совета, мужества, благочестия, страха Божия. Дары это не активные умения по типу приобретенных добродетелей. Они действуют по инициативе Бога при пассивном расположении души. Но добродетели пользуются дарами Святого Духа для своего развития и являются естественным основанием для действия даров Святого Духа. Сущность христианского совершенства основана на добродетелях, особенно на любви, но развитие духовной жизни зависит от вдохновений Духа Святого, Который уделяет благодати своих даров, влитых добродетелей.

В. Вдохновения.

Вдохновение – это воздействующая благодать, духовное движение в душе, побуждающее нас к соучастию с Богом в каком-либо акте ума, воли и действии. Звучит оно в душе различно: тихо, сильно, настойчиво. О вдохновении Христос говорит: “голос его (духа) слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит” (Ин.3:8).

Надо уметь отличать вдохновение Божие от вдохновений сатаны или от собственных желаний. В связи с этим ап. Иоанн говорил: “не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они” (1Ин.4:1).
В связи с этим практическое значение имеет совет св. Игнатия Лойолы в распознании духов приведенный выше (см. Гл.3, § 2, пп. А, цитата из “Духовных упражнений”).
Голос Божий обычно говорит во внутренней тишине молчаливой души, что требует внутренней сосредоточенности. Когда мы слышим в себе этот голос, надо мысленно сказать: “говори, Господи; ибо слышит слуга Твой(я)” (1Ц.3:9). Затем надо следовать вдохновению Божиему, ибо в нем воля Божия и быть спокойным, хотя бы оно могло вначале казаться непонятным.
О вдохновениях от Бога можно просить, принимать их с благодарностью и смирением, использовать их для соучастия с Божией волей.

Г. Духовные радости.

Это духовные движения, чувства, повышающие настроение, облегчающие работу над собой, вызывающие радость. Они помогают нам молиться и соучаствовать, сопереживать жизнь Христа. Эти движения чувств могут быть обычными, например радость при молитве и чрезвычайными, например радость покаяния, сопровождаемая даром слез.
Эти движения чувств могут происходить:
а) от естественных причин у впечатлительных людей,
б) от сатаны, при искушениях, например гордыней,
в) от Бога, желающего привлечь нас к себе.
Если эти движения чувств происходят от Бога, то они очень полезны:
- Они влекут к общению с Богом и вызывают к Нему любовь, дают познание в переживании что “Бог есть Любовь” (1Ин.4:8).
- Они облегчают молитвенный труд, особенно неофиту.
- Они помогают воле преодолевать препятствия в совершении добрых дел.

Опасности при получении “духовных радостей”:

- Они порождают духовный эгоизм, то есть исполнение обязанностей перед Богом и ближними ради получения духовных наслаждений.
- Они порождают самомнение, гордыню и самообман.

Как же себя вести при “духовных радостях”?

Во-первых, их можно просить у Бога в помощь исполнению воли Божией.
Во-вторых, при их явлении в душу (если они от Бога) следует насытиться ими, ибо их приход – это приход “Гостя” и мы должны оказать Ему гостеприимство. При этом происходит рост в душе благодатной жизни, душа облагораживается. И лишь при отсутствии свободного времени, следует извиниться перед Богом и заняться неотложными делами.
В-третьих за приход этих духовных движений от Бога следует Его поблагодарить.
В-четвертых, принимать эти чувства следует со смирением.
В-пятых, их следует использовать для облегчения исполнения воли Божией.
И, наконец, в-шестых, не следует надеяться на их постоянство.

Д. Духовная сухость.

Это отсутствие духовной радости облегчающей молитву и совершение добрых дел, ее утрата по непонятным вначале причинам. Человеку кажется, что Бог навсегда покинул его. Но при испытании совести причину духовной сухости легко установить. Ее причины: грех, усталость, болезнь, призыв к большему совершенству.

Духовная сухость – это один из этапов духовного развития человека. Допущением духовной сухости Бог:
а) Показывает, что мы без Него слабы и воспитывает в нас смирение.
б) Он хочет усовершенствовать нашу любовь к Нему и к ближним: избавить ее от духовного эгоизма и сделать бескорыстной.
в) Духовная сухость учит нас больше ценить духовные ценности и показывает нам суетность всего земного.

Поведение при духовной сухости.

Во-первых, если духовная сухость – от греха, то надо покаяться.
Во-вторых, если она не по нашей вине (от болезни, усталости, как призыв к большему совершенству), то надо принять ее спокойно, с терпением и даже с радостью, видя в ней доброжелательность к себе со стороны Бога.
В-третьих, надо проявить стойкость, мужество, не отчаиваться и даже усерднее служить Богу.
В-четвертых, надо внимательно изучать духовное движение в своей душе, чтобы понять Божию волю по отношению к себе и на основании этого изучения находить правильное поведение.
                                                                   
                                                                    *   *   *
                                                   
Природа и Благодать Божья.
Благодать лечит нашу природу, раненую грехами, например, болезнь желудка на нервной почве. Она возвышает ее с помощью влитых добродетелей и даров Духа Святого к сверхъестественному состоянию.
Но сама Благодать основывается на человеческой природе...
В связи с этим каждый святой имеет свой тип святости, обусловленный его природой.
“Богословие внутренней жизни”
veritas.katolik.ru

1 комментарий:

  1. Анонимный22 июля 2013 г., 21:40

    спасибо за просветление разума автору кс. Виктору Субелю как посреднику меж Святой Троицей и грешным человеком, каким являюсь я...

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.