среда, 26 июня 2013 г.

Церковь и Иоанн Креститель

Церковь должна вдохновляться образом Иоанна Крестителя: 

она существует, чтобы быть голосом своего Жениха, Который есть Слово, чтобы провозглашать это Слово, не останавливаясь даже перед мученичеством от рук сильных мира сего, 

сказал Папа Франциск в проповеди во время утренней Мессы в часовне Domus Sanctae Marthae 24 июня, в литургический праздник Рождества святого Иоанна Предтечи. 

Все размышление Святейшего Отца было сосредоточено на этом параллелизме: Церковь и Иоанн Креститель, - хотя и трудно очертить его образ. Иисус говорил о нем как о величайшем из рожденных; и размышляя о том, что он делал, о его жизни, мы понимаем, что это был пророк, великий человек, которого ожидал трагический конец, – сказал Папа. 

Святейший Отец призвал задаться вопросом, кем на самом деле был Иоанн, - и искать ответ в том, что он сам говорил о себе. Когда «книжники и фарисеи пришли к нему, требуя объяснить, кто он такой», Иоанн ясно отвечает: «Я не Мессия. Я голос, глас в пустыне». Из этого ответа становится ясно, во-первых, что «пустыней» являются его собеседники; люди с «пустыми сердцами», – дал им определение Папа. В то время как он - «глас, голос без слова, потому что словом является не он, а Другой. Он – лишь тот, кто произносит это слово, тот, кто проповедует о Другом, Который придет вслед за ним». Во всем этом заключается «тайна Иоанна»: «Он никогда не присваивает себе это слово... 

Иоанн есть тот, кто указывает на слово, тот, кто учит», говоря: « Вот, идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви». Итак, у него «нет слова», он лишь «глас, указывающий на Другого». Весь смысл его жизни заключается в том, чтобы указывать на Другого.

Для праздника св. Иоанна Церковь выбрала самые длинные дни в году, самые светлые, потому что во мраке того времени Иоанн был человеком света: не своего собственного, а отраженного, как луна. И когда Иисус начал проповедовать, свет Иоанна стал постепенно угасать, – сказал далее Папа. Сам Иоанн говорит об этом так: «Ему должно расти, а мне умаляться».

Подводя итог, можно сказать: «Имея голос, но не слово, свет, но не свой, Иоанн кажется ничем». Именно в этом заключалось “призвание” Крестителя, – заявил Папа, – в том, чтобы «быть ничем. Когда мы созерцаем жизнь этого человека, такого великого, такого мощного, – все думали, что он Мессия, – когда мы видим, как эта жизнь сходит на нет во мраке темницы, то созерцаем огромную тайну». В самом деле, нам не известно, какими были его последние дни. Мы знаем лишь, что он был убит, и его голова оказалась подарком плясунье от прелюбодея: «Думаю, что большего уничижения и быть не могло», – сказал Папа Франциск.

Но мы знаем, что произошло до этого, когда он находился в темнице. Мы знаем о его сомнениях и тоске; как он послал своих учеников спросить у Слова: это Ты, или нам ждать другого? Что ему пришлось сомневаться, имела ли смысл его жизнь, или он ошибся…

Иоанн Креститель мог гордиться, чувствовать себя важным, – сказал далее Папа, – но он этого не сделал: «Он только указывал, чувствовал себя голосом, а не словом». В этом заключается секрет Иоанна: «Он не пожелал быть идеологом». Он был «человеком, отрицавшим самого себя, лишь бы слово возрастало». В этом - актуальность его учения: «Мы, как Церковь, можем просить сегодня о благодати не стать идеологизированной Церковью, а быть исключительно Dei Verbum religiose audiens et fidenter proclamans», – подчеркнул Святейший Отец, процитировав начальные слова конституции II Ватиканского собора о Божественном откровении. 

«Церковью, которая благоговейно внимает Слову Божию и с дерзновением его провозглашает»; «Церковью без идеологий, без собственной жизни»; «Церковью-mysterium lunae, которая сияет светом своего Жениха» и которая должна ослабить свой свет, чтобы сиял свет Христов. Папа Франциск уверен: «Образец, который предлагает нам сегодня Иоанн, – это образец Церкви, которая всегда стоит на служении Слову; 

это Церковь, которая не берет ничего для себя». И поэтому во входном антифоне и молитве верных была упомянута благодать радости и прозвучало прошение к Господу «возрадовать Церковь в ее служении слову, быть голосом Слова, проповедовать это Слово». Папа призвал испрашивать «благодати подражания Иоанну: без собственных идей, без захвата евангелия в собственность»; чтобы быть «только Церковью-голосом, который указывает на Слово, вплоть до мученичества».


http://ru.radiovaticana.va/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.