суббота, 8 июня 2013 г.

Это Тело Мое - Чудо Христова дара


На Тайной вечере Иисус отдал Свою жизнь Отцу и нам. Сегодня Он призывает нас делать то же. Словами "…сие творите в Мое воспоминание" 
(Лк 22, 19), 

произнесенными после установления Евхаристии, Иисус не только хотел сказать; "Повторяйте этот ритуал". Они означают также: "Творите суть сделанного Мною, жертвуйте свое тело так, как это сделал Я!"

Когда во время пресуществления я держу в руках хлеб Святого Причастия и повторяю слова: "Он взял хлеб, преломил...", я в какой-то мере могу проникнуться чувствами, наполнявшими в тот момент сердце Иисуса, Который, преодолев все препятствия, всецело подчинил Свою человеческую волю Отцу. Вслед за Ним я как бы повторяю эти хорошо известные слова из Священного Писания: "Жертвы и приношения Ты не [восхотел, но тело уготовал мне [...] вот, иду [...] исполнить волю Твою, Боже" (Евр 10, 5-9). В Святом Причастии Иисус дает вкусить Своим ученикам хлеб Своего послушания и любви к Отцу.


Чтобы "творить" то, что сотворил в ту ночь Иисус, я должен прежде всего "преломить" себя, то есть положить перед Богом все свои трудности, весь свой бунт по отношению к Нему и к другим людям, сокрушить свою гордыню, смириться и сказать безоговорочное "да" всему, что Бог хочет от меня. Я также должен повторить слова: "Вот, иду исполнить волю Твою, Боже!". Стать Евхаристией подобно Иисусу означает всецело отдаться Божьей воле.

Примите и вкусите

Иисус преломил хлеб и роздал его Своим ученикам, произнеся при этом такие слова: "...приимите, ядите; сие есть Тело Мое, которое за вас предается" (см. Мф 26, 26; Лк 22, 19). Я хотел бы поделиться тем, как я переживаю это.

До некоторого времени я переживал момент пресуществления даров, закрыв глаза, склонив голову и пытаясь отстраниться от всего окружающего. Я старался представить себя на месте Иисуса, произносящего эти слова в горнице. И вот однажды меня осенило, что Иисуса в горнице больше не существует. Есть Воскресший Иисус - Тот, Которой был мертв, но сейчас жив во веки веков (см. Откр 1, 18). Именно этот Иисус и есть "целый Христос", неразрывно связанные Глава и Тело. Поэтому, если это единый Христос, Который произнес слова освящения, я тоже произношу их вместе с Ним.


Это воистину тайна! Иисус объединил меня с Собой одним действием, на самом деле "достойным Бога". Изумляйтесь, небеса; ликуй, земля; ангелы, радуйтесь; демоны, трепещите: Господь обрел то, ради чего вся вселенная и была создана; Его замыслы и воля исполнились, и ничто этого не может отменить, даже грех; Его творение вернулось к Нему в добровольном жесте любви.


С каждым днем я осознавал это все глубже. Больше я не закрываю глаз в момент пресуществления, а смотрю на собратьев. Если же никого нет, я думаю о тех, с кем собираюсь встретиться в течение дня, или думаю обо всей Церкви и, обращаясь к Ней, говорю, подобно Иисусу: "Примите и вкусите от него все: ибо это есть тело моё, которое за вас будет предано".

Мы все должны стать Евхаристией!

Мы не должны разделять двух вещей: когда священник жертвует Тело и Кровь Господа и когда остальная часть Церкви - приход - делает то же. Каждый член Церкви одновременно является и священником, и жертвой. Это происходит потому, что Иисус, объединяющий всех нас, является и Священником, и Жертвой. Наша жертва и жертва всей Церкви ничто без Христа; она не была бы ни святой, ни угодной Богу. И жертва Иисуса без Церкви, Его Тела, была бы неполной. Поэтому воистину вся Церковь может восклицать вместе с апостолом Павлом: "Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбен Христовых" (Кол 1, 24).

Теперь мы знаем, как Евхаристия "творит" Церковь: Евхаристия творит Церковь через творение Церковью Евхаристии! Евхаристия не только источник и причина святости Церкви, но и ее модель. Христиане не должны ограничиваться участием в Евхаристии, они сами должны ею стать вместе с Иисусом.


Сейчас мы сделаем практические выводы из этого учения для нашей повседневной жизни. Если во время пресуществления мы также обращаем слова "примите и вкусите, это Мое Тело, берите и пейте..." к нашим собратьям, то мы должны знать, что означают слова "тело" и "кровь".

Это Тело Мое, это Кровь Моя

В Библии слово "тело" обозначает не только часть человека - ту, что вместе с душой и духом составляет целого человека. В библейской терминологии слово "тело" относится также ко всему человеку, поэтому оно обозначает всю жизнь. Во время установления Евхаристии Иисус оставил нам в дар всю Свою жизнь от момента Воплощения до самого конца - тишину, пот, трудности, молитву, борьбу, радость, унижение.

Затем Иисус сказал: "Сие есть Кровь Моя" (Мк 14,24). Что Он еще дает нам со Своей Кровью, если Он уже отдал нам всю Свою жизнь в Своем Теле? Он отдает смерть! Как считали в те времена (см. Быт 9,4), кровь является вместилищем жизни, поэтому потеря крови означает смерть. Евхаристия - это мистерия, это тайна Тела и Крови Господа, Его жизни и смерти!


Так что же мы жертвуем, принося наше тело и кровь вместе с Иисусом во время Святой Мессы? Через "тело" мы предлагаем всё, что составляет нашу материальную жизнь, - время, здоровье, энергию, возможности, чувства. Через "кровь" мы выражаем готовность жертвовать свою смерть, но не обязательно кончину. Смерть также обозначает всё, что непосредственно ее готовит и приближает: оскорбления, неудачи, страдания, обусловленные болезнями или возрастом, - словом все, что нас "умерщвляет".


Чтобы следовать этому, мы должны начать жить так сразу же. как только закончится Святая Месса. Мы должны сделать усилие. чтобы отдать свои "тела" братьям: наше время, энергию и внимание - словом, нашу жизнь. Когда Иисус произнес слова: "Приимите ... сие есть Тело Мое; пейте ... сие есть Кровь Моя", - Он не замедлил выполнить обещанное. Несколькими часами позже Он отдал Свое Тело и Кровь на кресте. Поэтому, после того, как мы скажем нашим братьям и сестрам: "Примите, вкусите...", - мы действительно должны согласиться быть "съеденными".


Мать возвращается с работы домой и на нее наваливаются тысячи дел. Кажется, что ее жизнь раздроблена на маленькие, незначительные вещи, но то, что она делает, - это не мелочи: это Евхаристия вместе с Иисусом! Сестра-монахиня идет на свою ежедневную работу среди стариков, больных, детей. Ее жизнь также может казаться раздробленной на множество маленьких дел, от которых и следа не остается, ведь завтра все начинать сначала. Но и ее жизнь - это Евхаристия. Как Иисус остается Тем же в кусочке преломленного хлеба, так и эта жизнь не пропадает, и все, сделанное на ее протяжении, - несомненно Евхаристия. Один известный духовный наставник сказал: "Утром, на Святой Мессе, я священник, Иисус - жертва, в течение дня Иисус - Священник, а я - жертва".


Нет такого понятия, как "бесполезная жизнь", потому что существует Евхаристия. Никто не может сказать: "Какая польза от моей жизни? Что благое я делаю в этом мире?" Ты присутствуешь в мире для самой возвышенной цели - быть живой жертвой, быть Евхаристией вместе с Иисусом.

Придите к Отцу!

Где мы можем найти силы, чтобы вершить дела, полностью жертвуя собой? В Святом Духе! Священное Писание говорит, что Христос "Духом Святым принес Себя непорочного Богу" (Евр 9,14). Святой Дух является источником каждого дела самопожертвования. Во время Святой Мессы Церковь просит Святого Духа "соделать нас жертвой вечной и угодной Богу".

В своем письме к римлянам св. Игнатий Антиохийский доверяет им одну тайну: "Когда я произношу: "Придите к Отцу", - во мне оживает весна" (4,1). Невозможно ошибиться в том, что это голос Духа Иисуса Христа, возвратившегося к Отцу, Который говорит сейчас Своим ученикам: "Придите, жертвуйте себя вместе со Мной!"


бр. Раньеро Канталамесса OFMcap
(из "Слово с нами" No 3(30)2000)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.