суббота, 26 апреля 2014 г.

Канонизация папы Иоанна Павла II ( 27 апреля 2014 года)

Папа Иоанн Павел II о Харизматическом Обновлении в Католической Церкви

На 6-ой Международной Ассамблее Католического Харизматического Обновления 15 мая 1987

"Энергичность и плоды Обновления действительно свидетельствуют о мощном присутствии Святого Духа в Церкви все эти годы спустя Второго Ватиканского Собора. Благодаря Духу, Церковь постоянно сохраняет молодость и жизненные силы. И Харизматическое Обновление - это яркое проявление данной жизненной силы в наши дни, мощное подтверждение того "что Дух говорит Церквям" (Откр. 2:7), теперь, когда мы походим к концу второго тысячелетия."

Международным лидерам Харизматического обновления 1979

«Я всегда принадлежал к этому обновлению в Святом Духе. Мой личный опыт очень интересен. Когда я был в школе, мне было 12 или 13, иногда у меня были трудности с учебой, особенно с математикой. Мой отец дал мне книгу о молитве. Он открыл ее на странице и сказал мне: «Вот здесь молитва к Святому Духу. Ты должен читать эту молитву каждый день твоей жизни». Я остался верен этому наказу, данному мне отцом 50 лет назад… Я уверен, что это движение – это знак его действия. Мир очень нуждается в таком действии Святого Духа, он нуждается во многих инструментах для этого действия. Ситуация в мире опасна, очень опасна. Материализм противоречит истинным размерам силы человека, и существуют разные формы материализма. Материализм – это отрицание Духа Святого. Теперь я вижу это движение, эту деятельность повсеместно… Следовательно, я уверен в полном обновлении церкви, в этом духовном обновлении церкви.»

Обращение к Совету Офиса Международного Католического Харизматического Обновления, 14 Марта, 1992

«Дорогие Братья и Сестры во Христе,

1. В радости и мире Святого Духа я приветствую Совет Офиса Международного Католического Обновления. Теперь, когда вы отмечаете 25 годовщину начала Католического Харизматического Обновления, я с радостью присоединяюсь к вам в благодарении Бога за многочисленные плоды, которые оно принесло в жизнь Церкви. Появление Обновления вслед за Вторым Ватиканским Собором было особенным даром Святого Духа Церкви.

Это было знаком желания со стороны многих католиков, чтобы полнее переживать их достоинство, полученное через Крещение и их призвание, как усыновленных сыновей и дочерей Отца. Знаком желания узнать искупительную силу Спасителя нашего Иисуса Христа в более глубоком переживании личной или совместной молитвы и следовать учению Писания, читая его в свете Святого Духа, Который вдохновил его написание. Несомненно, одним из наиболее важных результатов этого духовного пробуждения, стала усилившаяся жажда святости, которая видна в жизни отдельных людей и Церкви в целом. В конце Второго тысячелетия Церкви более, чем раньше, необходимо вернуться в состояние доверия и надежды на Святого Духа, Который неутомимо приводит верующих в Тринитарное общение любви, строит их видимое единство в Теле Христа, и посылает их на миссию в послушание наказу, доверенному апостолам Воскресшим Христом. Мы должны быть уверены, что углубление знаний о Личности и работе Святого Духа отвечает на нужды нашего времени, так как Дух «в центре Христианской веры и является источником динамической силы обновления Церкви» (Dominum et Vivificantem, 2). Действительно, Святой Дух – это «главное действующее Лицо миссии Церкви» (Redemptoris Missio, 21), поддерживающий и направляющий усилия для того, чтобы принести благодать Пятидесятницы всем людям

2. Так как дары Духа Святого даются на созидание Церкви, вы - как лидеры Харизматического Обновления, должны искать все более эффективные пути, на которых группы, которые вы представляете, могут проявить полное единство мысли и сердца с Апостольским Престолом и Коллегией Епископов, и сотрудничать все более плодотворно с миссией Церкви по всему миру. […]

3. В настоящий момент истории Христианства Харизматическое Обновление может сыграть значительную роль в продвижении необходимой защиты христианской жизни, в обществах, в которых секуляризм и материализм ослабили способность людей отвечать Святому Духу и узнавать любящий призыв Бога. Ваш вклад в повторную евангелизацию общества будет производиться, во-первых, личным свидетельством Духа, живущего внутри вас, а также путем демонстрации Его присутствия через дела святости и солидарности. «Это свидетельство христианской жизни – является первой и незаменимой формой миссии» (Redemptoris Missio, 42). Что является более эффективным способом для привлечения тех, кто потерял духовную тягу к этой истине, которая одна может утолить жажду человеческого сердца, чем живой пример горячих Христиан? [...]

4. Харизматическое Обновление может также помочь росту глубокой духовной жизни основанной на мощной работе Святого Духа в Церкви, в богатстве ее Традиций, особенно в ее совершении Таинств [...]»

"Мы ищем то, что необходимо для жизни, в пространстве смерти" Папа Франциск

«Почему в своей жизни я ищу среди мертвых Того, кто жив?» 

Вокруг вопроса недоверчивым ученикам, которым в Евангелии возвещается Воскресение Христово, Папа Франциск выстроил свое катехизическое наставление верующим на общей аудиенции в среду 23 апреля.

Это чисто по-человечески – искать то, что нужно, не там, где нужно, сказал Папа. Мы ищем то, что необходимо для жизни, в пространстве смерти. Так же происходит и в вере, подчеркнул Папа, сославшись на евангельский рассказ о Воскресении. Вначале никто не узнаёт Иисуса: ни Магдалина у пустого гроба, ни ученики из Эммауса, возвращающиеся домой унылые и подавленные.

Даже апостол Фома ставит условия для своей веры в Воскресение, - он хочет вложить персты в раны Иисуса: «´Почему ищешь живого среди мертвых?´ Сколько раз мы ищем жизнь среди вещей мертвых, среди вещей, которые не могут дать жизнь, среди того, что есть сегодня, а завтра исчезнет, среди преходящего… зачем искать среди мертвых Того, кто жив?»

«Не так-то просто принять жизнь Воскресшего», - заметил Папа Франциск и пояснил, откуда берется слепота, мешающая увидеть «живого Иисуса»: из замкнутости «в любой форме эгоизма или самолюбования», из соблазна «земной власти и вещей мира сего, когда мы забываем Бога и ближнего», полагая надежду «в мирской суете, в деньгах, в успехе».

«Тогда Слово Божье говорит нам: «Что вы ищете живого среди мертвых?» Почему ищешь именно там? Это не может дать тебе жизнь! Возможно, ты получишь минутную веселость, радость на один день, на неделю, на месяц… А потом? «Зачем ищете живого среди мертвых?» Да, эта фраза должна войти в наше сердце, и мы должны её повторить». – сказала Папа.

Папа Франциск просит паломников трижды повторить фразу Ангела, слова веры в Воскресение. Именно так можно научиться искать Иисуса в правильном месте, начиная с правильной постановки вопроса и зная, что Иисус «живет и будет всегда рядом с нами, чтобы возвращать нас на правильный путь», если мы ошибаемся: «´Что вы ищете живого среди мертвых?´ Этот вопрос поможет нам победить искушение оглядываться назад, на то, что было вчера, подталкивая вперед, к будущему. Иисуса нет в гробу, Он воскрес! Он жив, Он всегда обновляет Своё тело – Церковь – и ведет его, привлекая к Себе. «Вчера» - это гроб Иисуса, гробница истины и справедливости. «Сегодня» - это вечное воскресение, к которому нас подталкивает Святой Дух, наделяя нас полной свободой».


По материалам «Радио Ватикана»

пятница, 11 апреля 2014 г.

Папа Франциск о Дарах Святого Духа

Христиане не могут быть «пресными», наша жизнь должна всё больше приобретать «вкус Евангелия и благоухание Христа, чтобы сообщать другим Его любовь и милость» — такова главная мысль проповеди Папы Франциска на общей аудиенции, которая прошла в среду 9 апреля на площади Святого Петра.

В этот день Святейший Отец начал цикл катехизических бесед, посвященных дарам Святого Духа. Папа остановился на первом даре – премудрости

.«Смотреть на всякую вещь глазами Бога»: в этом и заключается благодать мудрости, одного из семи даров Святого Духа: «Смотреть на мир, смотреть на ситуации, на стечения обстоятельств, на проблемы, - на всё, - глазами Бога: это и есть мудрость. Иногда мы смотрим на вещи согласно нашему желанию или в соответствии с ситуацией нашего сердца, с любовью или же с ненавистью, с завистью… Нет, это – не глаза Бога. Мудрость – это деяние Святого Духа в нас, с тем чтобы мы смотрели на все вещи глазами Бога».

Святой Дух, сказал далее Папа Франциск, «составляет душу, живительный сок Церкви и каждого христианина»: это любовь Бога, Который «вступает в общение с нами», дабы Дух Святой постоянно пребывал в нашем сердце и сообщал тем, кто Его принимает, различные духовные дары. Папа напомнил обо всех семи дарах Духа: помимо премудрости, это разум, совет, крепость, ведение, благочестие и страх Божий. Во время Великого Поста Папа Франциск подчеркивает, что премудрость, дар Святого Духа, - это «не просто человеческая мудрость»: «Она происходит от близости к Богу, от наших глубоких отношений с Богом, от отношений между детьми и Отцом. В этих отношениях Святой Дух дарует нам премудрость».

Когда мы пребываем в единении с Господом, добавил Святейший Отец, «Святой Дух как будто преображает наше сердце так, чтобы оно воспринимало всё Его тепло и Его любовь». Святой Дух делает христианина мудрым в том смысле, что он «приобретает вкус Бога»: «В этом смысле, сердце мудреца имеет вкус и благоухание Бога».

Папа отметил, насколько важно для наших общин присутствие христиан, в которых «всё говорит о Боге»: это нельзя сымпровизировать или получить самостоятельно, - это «дар, который Бог преподносит тем, кто послушен Святому Духу».

«Если мы слушаем Святого Духа, то Он учит нас этому пути мудрости, Он дарит нам мудрость, которая означает смотреть глазами Бога, слушать ушами Бога, любить сердцем Бога и судить о вещах суждением Бога».

Именно в этом заключается премудрость, дарованная Святым Духом, премудрость, которая проявляется в повседневной жизни: например, в матери, с мягкостью делающей замечание своему ребенку, или же в супругах, ищущих примирения после ссоры: «Этому нельзя научиться: это дарует Святой Дух. Поэтому мы должны просить Господа о даре Святого Духа и о даре премудрости, той самой премудрости Божьей, которая учит смотреть глазами Бога, чувствовать сердцем Бога и говорить словами Бога. С этой премудростью мы можем идти вперед, созидать семью, созидать Церковь, устремляясь к святости».

По материалам «Радио Ватикана»

понедельник, 31 марта 2014 г.

Печаль - это всегда последствие греха

Печаль — это духовная болезнь, немощь, которая подспудно овладевает нашим сердцем, мешает ясно видеть жизнь и проводить свои дни в полноте. Эту духовную болезнь, как и все прочие, трудно обнаружить и ее часто путают с чертой характера.

Говорят что печальный человек просто рассудительный, задумчивый и хорошо видящий реальность.

Мало людей осознает, что печаль - это всегда последствие греха, последствие нашего собственного выбора. Это не приходит само по себе.

Св. Григорий Великий отмечал, что сатана, прежде чем ввести человека в искушение, смотрит на его темперамент. Радостных людей он соблазняет вожделением, ибо удовольствие внешне напоминает веселье. Раздражительным людям он всегда предлагает повод для гнева. Тех, кто застенчив и боится испытаний, он пугает. Тщеславных ведет туда, где их окружат похвалой и лестью. Сатана искушает человека в условиях соответствующих его темпераменту.

В книге премудрости Иисуса, сына Сирахова говорится: «Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью. Веселье сердца - жизнь человека, и радость мужа - долгоденствие. Люби душу твою, и утешай сердце твое, и удаляй от себя печаль: ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет» (Сир 30:22-25).

Только привязавшись к еще большей любви, можем освободиться от ужасной, логической, рационалистической ловушки печали. Грустью наполняется человек, разочаровавшийся в жизни, который видит человеческую слабость, замечает чье - то отсутствие. Печаль постепенно овладевает всеми чувствами и приводит к потере надежды.

В книге Премудрости Соломона говорится, что «неправо умствующие говорили сами в себе» что наша жизнь «коротка и прискорбна», и что «нет человеку спасения от смерти». Мол, «случайно мы рождены, и после будем как не бывшие», поэтому «будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью», «везде оставим следы веселья» и «устроим ковы праведнику», поскольку «укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания».

Согласно Священному Писанию, корни печали лежат в довольно реалистичном, на первый взгляд, суждении: мы никто, и нет убедительных ответов о будущем. И тогда мы ищем утешения в земных благах, опьяняем себя весельем, развлечениями, легкомыслием, заглушаем мысли о своей слабости.

Существует печаль молодых, наступающая внезапно и уничтожающая надежду. Есть печаль взрослых людей, стоящих перед трудностями и испытаниями. Есть печаль пожилых, которые должны ответить на вызовы «смутных времен». Одним из главных источников печали является страх перед трудностями. Другой источник - страх перед любовью. Юноша из Евангелия «отошел с печалью», потому что у «него было большое имение». Он боялся пойти за Иисусом, чтобы найти то, что искал и в чем нуждался. Он искал быстрого и поверхностного ответа и не хотел прилагать усилий.

Евангелие наполняет радостью души грешников, потому что они получают необычное предложение любви, которая освобождает от привязанности к богатствам, что делает сердце твердым. Облик человека, не освещенного любовью и не отвечающего любовью на любовь, всегда остается серым.

Лекарством от печали является радость. Подумаем над ситуацией страдающих детей, которые абсолютно беззащитны перед страданиями и болезнями. Но именно эта беспомощность становится для них глубоким источником радости. Они доверяют своей матери. Церковь получила от Господа задание сохранить в мире этот дух детства, простоты и свежести, основывающийся на доверии.

Для нас радость должна проистекать от способности радоваться тому, что имеем, доверяя Божественному Провидению, а это значит, любви большей, чем наша. Печаль исчезает, когда в центре нашей жизни перестаем быть мы сами, и это место занимает наш ближний.

Многие говорят, что радость не зависит от нас. Это не правда. Радость - это наш выбор. Ее можно иметь всегда, имея доверие.

Св. Франциск, который умел превращать горькое в сладкое, запрещал своим братьям выходить из келий, когда они имели грустные лица, потому что печальный человек более чувствителен к злу. Он написал в своей регуле: «И пусть братья остерегаются показаться чрезмерно печальными и лицемерно сумрачными; но пусть предстанут радующимися в Господе и веселыми и подобающим образом приветливыми».

Иногда печаль кажется признаком благоразумия и глубокого осознания сложившегося положения вещей, а радость - символом легкомыслия. Но, это не так. Именно радость позволяет видеть множество знаков любви, которыми Господь окружает нашу жизнь и наше сердце.

По материалам «Радио Ватикана»

суббота, 15 марта 2014 г.

Пост - это воздержание от вещей, изображений и слов

Найти время для безмолвия, воздерживаться не только от пищи, но и от излишков благополучной жизни, победить то, что отдаляет от воли Божьей: христианский пост должен заключаться именно в этом, сказал отец Раньеро Канталамесса на первой проповеди Четыредесятницы, произнесенной им для Римской Курии. Как обычно, своими размышлениями отец-капуцин делился в ватиканской часовне Redemptoris Mater. В первой проповеди он объяснил смысл сорокадневного поста, а в ближайшие недели будет говорить о главных истинах веры, основываясь на учении латинских Отцов Церкви.

От Евангелия - к жизни каждого из нас: если Иисус отправился в пустыню на 40 дней, постился там и подвергался искушениям, то как мы можем подражать Ему?

Отец Канталамесса перенёс каждый жест Христа в сегодняшний день.
Для нас пустыня означает поиск уединенного молчания, поиск нашей внутренней истины перед Богом. К сожалению, сегодня внутренний мир обесценивается, заметил проповедник Папского дома, и это объясняется, в частности, тем, что мы склоняемся ко внешнему, к видимому. Суета и шум современной культуры, средства коммуникации проникают в самое сердце, распыляя наши силы. Вот от чего следует воздерживаться сегодня, заметил отец Канталамесса.

В то время как Иисус лишал себя еды, сегодняшний пост – это «добровольный отказ от маленьких и больших удобств, от всего ненужного, а то и вредного для здоровья. Пост – это солидарность с бедными, протест против потребительского менталитета в мире, который сделал своей целью удобства, покупки и потребление». Лишение себя чего-то не так уж необходимого, предмета роскоши, принесет больше пользы, чем выбранные самостоятельно покаянные практики.

Но в первую очередь отец Канталамесса рекомендует воздерживаться от изображений, связанных с насилием и сексом, которые обращены к самым низменным инстинктам, а также от изображений, внушающих фальшивую идею о жизни: они представляют красивый, здоровый, совершенный и полный изобилия мир, порождая протест у тех, кто не обладает всем этим.

Отец Канталамесса призвал также к воздержанию от дурных слов: не только богохульных, но и оскорбительных для других людей, от слов, которые унижают, выставляя напоказ слабые стороны брата, или сеют несогласие, подозрительность, обиду и недовольство. Если мы согрешаем такими словами, то нужно нейтрализовать их эффект, попросив прощения.

В конце проповеди отец Канталамесса сказал, что Сатана может использовать благие сами по себе вещи, чтобы отдалить человека от Бога, например, побуждая делать идола из денег или из секса.

«Бог, - сказал в заключение духовный наставник Курии, - пожелал принять во Христе человеческий лик, человеческое сердце, чтобы помочь нам любить Его так, как мы умеем любить»

Источник: Русская редакция Радио Ватикана

понедельник, 24 февраля 2014 г.

Навукова-практычны семінар «Аздараўленне: экзарцызм ці псіхатэрапія?» прайшоў у Баранавічах

22 лютага ў Катэхетычным каледжы імя Зыгмунта Лазінскага ў Баранавічах адбыўся навукова-практычны семінар “Аздараўленне: экзарцызм ці псіхатэрапія?”. 

Арганізатарам семінара выступіла дадзеная навучальная ўстанова Пінскай дыяцэзіі на чале з яе дырэктарам кс. Андрэем Рылкам.

Больш за 200 чалавек з розных месцаў Беларусі супольна шукалі адказы на пытанні семінара. У мерапрыемстве ўдзельнічалі біскуп Пінскі Антоні Дзям’янка, дапаможны біскуп Пінскай дыяцэзіі Казімір Велікаселец, госці і студэнты каледжа.

Вядучымі семінара былi аўтарытэтныя спецыялісты ў галіне экзарцызму, псіхіятрыі, свецкія і духоўныя асобы з Беларусі і замежжа, якія займаюцца праблематыкай звышнатуральных аздараўленняў, “спадчынных грахоў”, распазнавання харызматаў, дэманічных уздзеянняў і псіхаманіпуляцый. Планавалася прыбыццё таксама спецыялістаў з Украіны, аднак з-за сітуацыі, якая склалася ў іх краіне, ім не ўдалося ўдзельнічаць. З некаторымі з іх звязаліся праз сучасныя сродкі камунікацыі, такім чынам яны змаглі прадставіць свае даклады.

Імшу ў межах семінара ўзначаліў біскуп Антоні Дзям’янка, у ёй удзельнічалі біскуп Казімір Велікаселец і святары. Гамілію прамовіў кс. Чэслаў Паўлюкевіч, які падзяліўся сваім вопытам як святара, а таксама як экзарцыста. Ксёндз Чэслаў Паўлюкевіч арганізуе харызматычныя рэкалекцыі ў санктуарыі Езуса Журботнага ў Росі, дзе з’яўляецца кусташам, з удзелам вядомых экзарцыстаў з-за мяжы, такіх, як ужо спачылы а. Руфус Перэйра і а. Джэймс Манджакал...

http://www.catholic.by                     

калi ласка, чытайте  працяг  на старонцы:  



суббота, 22 февраля 2014 г.

Паведамленне Канферэнцыі Каталіцкіх Біскупаў Беларусі пра Дзень малітвы за Украіну

Па прычыне драматычнай сітуацыі, якая склалася у суседняй Украіне, каталіцкія біскупы Беларусі звяртаюцца да вернікаў з заклікам, каб нядзеля, 23-га лютага стала днём малітвы і посту ў інтэнцыі Украіны.
Умілаваныя ў Хрысце Пану браты і сёстры!
З вялікім непакоем мы сочым за тым, што адбываецца ў апошні час ва Украіне. Дадзеная сітуацыя з’яўляецца для нас заклікам да малітоўнай салідарнасці ў інтэнцыі мірнага вырашэння гэтага драматычнага канфлікту.
Папа Францішак заахвоціў да мірнага заканчэння канфлікту ва Украіне, запэўніўшы ў сваёй блізкасці да ўкраінскага народа і малітве за ахвяр насілля, членаў іх сем’яў і параненых.
Па прыкладзе Святога Айца звяртаемся з вялікай просьбай да ўсіх вернікаў Каталіцкага Касцёла ў Беларусі, каб нядзеля 23 лютага гг. стала Днём малітвы і посту ў інтэнцыі Украіны.
Заахвочваем, каб у гэты дзень ва ўсіх касцёлах і капліцах нашай краіны падчас святых Імшаў і эўхарыстычных набажэнстваў узносілася малітва за Украіну, каб усе бакі спынілі любыя акты насілля і шукалі згоды і міру.
Міласэрнаму Богу давяраем усіх ахвяраў гэтага канфлікту, а сем’і загінуўшых запэўніваем у малітоўнай памяці, выказваючы ім словы сардэчнага спачування.

Каталіцкія Біскупы Беларусі
Мінск, 21 лютага 2014 г.

четверг, 20 февраля 2014 г.

Навукова-практычны семінар «Аздараўленне: экзарцызм ці псіхатэрапія?» адбудзецца ў Баранавічах

Катэхетычны каледж імя З. Лазінскага ў Баранавічах запрашае ўсіх жадаючых на адкрыты навукова-практычны семінар на тэму “Аздараўленне: экзарцызм ці псіхатэрапія?” Семінар пройдзе 22 лютага.
Вядучыя семінара - аўтарытэтныя спецыялісты ў галіне экзарцызму, псіхіятрыі, а таксама свецкія і духоўныя асобы з Беларусі і замежжа, якія займаюцца праблематыкай звышнатуральных аздараўленняў, “спадчынных грахоў”, распазнавання харызматаў, дэманічных уздзеянняў і псіхаманіпуляцый.
Пачатак семінара ў 9.00, заканчэнне ў 19.00. Удзельнікі будуць забяспечаны харчаваннем і начлегам (калі ўзнікне неабходнасць).
Рэгістрацыя ўдзельнікаў завершана. Тых, хто не паспеў зарэгістравацца, просім звяртацца па тэл. +375 (163) 57-93-14, +375 (29) 513-57-92.

Увага!
Арганізатары нагадваюць, што дадзенае мерапрыемства з’яўляецца навукова-практычным семінарам, а не малітоўнай сустрэчай (рэкалекцыямі). Таму падчас семінара НЕ плануецца правядзенне “харызматычных” маленняў, спецыяльных экзарцызмаў ці іншых адмысловых духоўных практыкаванняў.

Праграма
  • 9.00 – рэгістрацыя
  • 9.45 – прывітальнае слова дырэктара каледжа (кс. А. Рылка)
  • 10.00 – даклад “Феномен аздараўлення як выклік для духоўнасці і псіхалогіі” (а. Антоні Руды, Украіна)
  • 10.30 – даклад “Аздараўленне: ці патрэбна псіхалогія?” (Марыя Рудая, Украіна)
  • 11.00 – перапынак
  • 11.40 – даклад “Аздараўленне: вопыт душпастыра і экзарцыста” (кс. Чэслаў Паўлюкевіч, Беларусь)
  • 12.45 – св. Імша
  • 13.45 – абед
  • 15.00 – сведчанне “Вопыт эксперыментаў і аздараўлення” (Аляксей і Станіслава Каралевіч)
  • 16.00 – перапынак
  • 17.00 – абмеркаванне тэм, пытанні да дакладчыкаў
  • 18.30 – падвядзенне вынікаў семінара
  • 19.00 – заканчэнне


Дакладчыкі семінара:

Айцец Антоні Руды, рыма-каталіцкі святар, пробашч парафіі ў Магілёве Падольскім (Украіна). Магістр тэалогіі Люблінскага каталіцкага ўніверсітэта. Пасля заканчэння Харкаўскага нацыяльнальнага ўніверсітэта атрымаў спецыялізацыю ў галіне трансактнага аналізу, практыкуючы псіхолаг-псіхатэрапеўт. Працаваў як псіхолаг і эксперт у галіне разнастайных грамадскіх даследаванняў (“Студэнцкая рэспубліка”, “Новы старт”). Вядомы як актыўны дзеяч у галіне псіхалогіі і душпастырства.
кАйцец Чэслаў Паўлюкевіч, рыма-каталіцкі святар, пробашч парафіі ў Росі (Гродзенская дыяцэзія, Беларусь), экзарцыст Гродзенскай дыяцэзіі, арганізатар шматлікіх малітоўных сустрэч і рэкалекцый у галіне духоўных аздараўленняў. Мае багаты душпастырскі вопыт у галіне выратавання асобаў, якія сталі ахвярамі псіхаманіпуляцый, удзеяння дэманічных сіл.       
кМарыя Рудая, магістр псіхалогіі. Пасля заканчэння факультэта хрысціянскай філасофіі ў Акадэміі каталіцкай тэалогіі ў Варшаве спецыялізавалася ў галіне агульнай псіхалогіі і псіхаметрыі. Працавала ў Жытомірскім абласным цэнтры сацыяльных служб для моладзі, Жытомірскім абласным псіхіятрычным шпіталі, спецыяльных навучальных установах ва Украіне і Беларусі, а таксама ў дзіцячых дамах розных тыпаў. Мае багаты вопыт духоўнай і псіхалагічнай працы з рознымі катэгорыямі людзей.
кАляксей і Станіслава Каралевіч (Мінск, Беларусь), актывісты каталіцкага руху “Святло-Жыццё” (“Хатні Касцёл”), кіраўнікі рэгіянальнага аддзялення гэтага руху ў 2002 – 2012 гг. Маюць багаты досвед у галіне духоўнага аздараўлення, працы з асобамі, уцягнутымі ў “біяэнергатэрапію”.

З арганізатарамі семінара можна звязацца праз наступныя кантакты:
Адрас: вул. Т. Шаўчэнкі, 6, 225411, г. Баранавічы
Тэлефоны: +375 (163) 57-93-14, +375295135792 (МТС), факс: +375 (163) 57-93-07
е-mail: callegge@gmail.com

 http://www.catholic.by/2/home/announcements/120871-seminar.html





среда, 19 февраля 2014 г.

"В искушении нас спасает только Слово Божие и доверие Иисуса" Папа Франциск

Противостоять искушениям возможно только «если мы слушаем Слово Иисуса», сказал Папа Франциск в проповеди на Мессе утром 18 февраля – во второй день заседания «Совета кардиналов» в Ватикане.
Невзирая на наши слабости, сказал Папа, Христос всегда нам доверяет, открывая горизонты, превосходящие наши пределы.

Искушение предстает вначале как невинная приманка, а в конце превращается в клетку, и, попав в нее, человек пытается не столько убежать, сколько свести к минимуму свою неволю, - оставаясь глухим к Слову Божьему. Папа Франциск повторяет истину апостола Иакова, прозвучавшую на литургии дня: не Бог искушает человека, а человеческие страсти.

«Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью, - описывает этот процесс апостол Иаков. - Похоть же, зачав, рождает грех; а сделанный грех рождает смерть».
Искушение исходит от наших страстей, от нашей внутренней слабости и от ран, оставленных первородным грехом, - пояснил Папа. Искушение обладает тремя свойствами: оно растет, заражает и оправдывается. Святейший Отец сравнил искушение с сорняком из притчи о сеятеле: «Если его не остановить, оно займет все пространство».

Искушение, заметил далее Папа Франциск, «ищет себе компанию, заражает другого», замыкаясь таким образом в пространстве, из которого выйти не так просто. Таков опыт апостолов, о котором рассказывается в евангельском чтении дня. Двенадцать на глазах у Учителя сетуют, что в лодке нет хлеба. Иисус же – возможно, с улыбкой, предположил Папа, - говорит им: «Берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой». Но апостолы сначала не слушают Его, «они настолько замкнуты в своей проблеме, занимаясь поиском виноватого в отсутствии хлеба, что не оставляют ни места, ни времени, ни света для Слова Божьего».

«Точно так же и мы, когда подвергаемся искушению, не слышим Слово Божие», - сказал Папа. Мы не слышим и не понимаем его, поскольку искушение лишает нас дальновидности и закрывает от нас горизонт, приводя ко греху.

«Когда мы в искушении, только Слово Божие, Слово Иисуса нас спасает». Иисус «всегда готов научить нас, как выйти из искушения. Величие Иисуса в том, что Он не только позволяет выйти из искушения, но и еще больше нам доверяет».

Это доверие - «великая сила в искушении»: Господь нас ожидает, Он полагается на нас даже когда мы искушаемы, когда мы грешим, - Он всегда открывает перед нами горизонты. Дьявол же, наоборот, закрывает нас в искушении, давая ему разрастаться в целое пространство. И избежать заключения в этом пространстве возможно только слушая Слово Божие.

В каждом искушении -– сказал Папа – Господь обращается к нам, говоря: «Остановись и успокойся, вспомни, что Я сделал для тебя в иной момент, в иной период: вспомни. Подними глаза, взгляни на горизонт – не закрывай их, не закрывайся, иди вперед». Именно это Слово – сказал в заключение Папа Франциск – и спасает нас от падения в моменты искушений.

http://ru.radiovaticana.va


среда, 29 января 2014 г.

Папа Римский напомнил верующим о «забытой» молитве прославления

"Молитва Прославления всегда приносит плоды"- 
напомнил Святейший Отец. 

В своей проповеди во время утренней Евхаристии 28 января в часовне Дома св. Марты он прокомментировал фрагмент Старого Завета, в котором описывается радостный танец Давида для Бога, и отметил, что, когда мы закрываемся в формальностях, наша молитва становится холодной и «стерильной».

Молитва Давида, заметил Понтифик, заставила его «выйти за рамки всякой сдержанности», и стала «просто молитвой прославления». Папа заметил, что современные католики, к сожалению, очень мало понимают и практикуют такую «спонтанную» молитву, думая, что это характерная черта харизматических движений.

«Но ты способен плакать, когда твоя команда забивает гол, и не способен петь хвалу Господу?», - задал вопрос Папа и отметил, что Бог заслуживает не только наши просьбы или, но и прославления.

Святейший Отец предложил спросить себя: как выглядит моя молитва восхваления, я по-настоящему славлю Господа, когда молюсь во время св. Мессы? Радость от прославления Бога, по словам Понтифика, тесно связана со способностью радоваться жизни.

«Иногда я удивляюсь, что мы пренебрегаем в наших сердцах хорошими людьми, которые хвалят Господа так, как они это чувствуют, спонтанно, потому что они не искусственные, не зависимы от формальных отношений», - сказал Франциск. Он противопоставил таких людей людям, «закрытым в холодной формальности молитвы холодной, с расчетом».

Папа призвал верующих брать пример с Давида, который не боялся и не стеснялся всей прославлять Бога.


По материалам «Радио Ватикана»

среда, 22 января 2014 г.

Папа Римский призвал оставаться «малыми» в диалоге с величием Бога

Оставаться малыми в диалоге с величием Бога призвал Папа Франциск 21 января во время утренней Евхаристии в часовне Дома св. Марты. Понтифик отметил, что Бог всегда предпочитает самых малых: Он выбрал себе народ, имевший «наименьшую власть» среди других, взглянул на смирение Марии.
Также и в сегодняшнем литургическом чтении, в котором речь шла об избрании и помазании Давида, это позиция Господа просматривается ясно, отметил Святейший Отец. Самуэль стоял перед самым высоким из сынов Елиава и думал, что именно он избранник, но Господь предупредил: «не обращай внимание ни на лицо его, ни на высокий рост, ибо Я отверг его», потому что «не смотрю, как смотрят люди».
Действительно, подчеркнул Папа, человек видит то, что на виду, а Господь заглядывает в сердце. «Бог выбирает по своим критериям», выбирает «слабых и смиренных», чтобы «посрамить сильных земли», сказал Франциск. Именно поэтому он «избрал Давида», который в глазах отца не стоил ничего. 

Франциск напомнил, что позже Давид стал королем и ошибся. Возможно, он делал много ошибок, но Библия нам повествует о двух - самых тяжелых. Тем не менее, после них Давид стал смиренным. Он снова стал кротким и признался Богу в своей греховности, извинился и много сожалел, отметил Папа. Давид сохранил свою «малость» через покаяние, молитву и слезы, подчеркнул Понтифик и призвал брать с него пример: оставаться малыми пред Богом.
По материалам «Радио Ватикана»


Христианская свобода заключается в послушании Слову Божию, отметил Папа Франциск во время утренней Евхаристии в Доме св. Марты 20 января. Понтифик призвал не бояться принимать «новизну» Евангелия и «Божьи сюрпризы».
По его словам, Слово Божие является живым, и потому говорит нам то, что хочет сказать: не то, что мы ожидаем или надеемся услышать. Слово Божье «свободное». Оно часто удивляет, ибо наш Бог - это «Бог неожиданностей», убежден Папа.
Франциск напомнил, что Евангелие и Откровение Божие всегда новые. Иисус об этом очень ясно сказал, требуя держать новое вино в новых мехах. Поэтому необходимо всегда быть открытыми к этой новизне, быть послушными Слову Божьему и творить то, что оно говорит.

«Христианская свобода и смирение заключаются в послушании Слову Божию, в отваге стать новыми мехами для нового вина, которое поступает постоянно», - сказал Папа.
По материалам «Радио Ватикана»

среда, 25 декабря 2013 г.

Хрыстос нарадзiуся, Бог нам аб явiуся !

Дарагiя сябры нашага блога !

Вiншую усiх Вас са Святам Божага Нараджэння! 

Асаблiвым чынам кiрую свае прывiтаннi для усiх, с кiм i над кiм праз Божы Провiд давялося разам  малiцца, пашукуючы  ацалення чы вызвалення  Божага; 

усiм хворым, самотным, перажываючым жыцевы крызыс або якiясьцi невыгоды. 

Памятайце, што мы молiмся за Вас i вы цяпер найближэйшыя Божаму Сэрцу - праз Сэрца Прачыстай Панны Марыi.


Вяселага Вам Божага Нараджэння i бласлауленага новага, 2014 года !


пятница, 13 декабря 2013 г.

"..полезно помолчать немного, чтобы услышать Бога"

Месса Папы 12 декабря: помолчать, чтобы услышать Бога

 Готовясь к Рождеству, нам будет полезно помолчать немного, чтобы услышать Бога, говорящего к нам с родительской нежностью, – сказал Папа Франциск во время Мессы в часовне Дома Св. Марфы во второй четверг Адвента.

Исходя из чтения, взятого из Книги пророка Исаии, Папа подчеркнул не столько то, что говорит Господь, но как Он это говорит. Бог говорит с нами, как это делают папа и мама со своим ребенком:

“Когда ребенку снится кошмарный сон, он просыпается, плачет... папа приходит и успокаивает его, говоря: «Не бойся, я с тобой». Так с нами говорит Господь. ‘Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль’. Господь таким способом говорит с нами: приближаясь к нам, опускаясь на наш уровень … Если посмотреть на маму или папу, говорящих со своими детьми, то мы видим, что они становятся «маленькими», говорят «детским» голосом, делают «детские» жесты. Наблюдая за ними со стороны, можно подумать: какие они смешные! Они становятся прямо как дети, правда? Потому что любовь матери и отца побуждает их быть ближе к ребенку, буквально склониться к нему, стать подобным ему. … Точно так же с нами говорит Господь”.

Греческие богословы – напомнил далее Папа – объясняли это поведение Бога “довольно трудным словом: "synkatábasis” то есть “снисхождением Бога, Который снисходит, чтобы быть похожим на нас”:

“Папы и мамы называют ребенка разными прозвищами: ‘Ты мое солнышко, ты мой зайка …’. Господь тоже делает это: ‘червь Иаков’, ‘ты для Меня – червячок, нечто малое, но я тебя очень люблю’. Это язык Господа, язык отеческой, материнской любви. Слово Господа? Да, мы слышим то, что Он говорит. Но мы также видим, как Он это говорит. И мы должны делать то, что делает Господь, делать то, что Он говорит, и делать, как Он говорит: с любовью, с нежностью, с Его снисхождением к братьям”.

Упомянув о встрече Илии с Господом, Папа пояснил, что Господь подобен “веянию тихого ветра” или, как говорится в оригинальном тексте, “звучной струне молчания”: так к нам “приближается Господь, со звучностью молчания, свойственной любви. Не устраивая зрелища”, не действуя напоказ. И “Он становится маленьким, чтобы мы могли стать мощными; с этой же снисходительностью Он идет на смерть, дабы мы могли жить”:

“В этом – музыка языка Господа, и мы, готовясь к Рождеству, должны услышать ее: нам это будет очень полезно. Обычно Рождество кажется шумным праздником: нам будет полезно немного помолчать и услышать эти слова любви, близости, нежности … . Чтобы услышать их - и помолчать в это время, когда, как говорится во вступительной молитве, мы пребываем в бодрствующем ожидании”.


Текст взят со страницы  http://ru.radiovaticana.va/
сайта Радио Ватикана 

вторник, 3 декабря 2013 г.

"Адвент возвращает нам горизонт надежды"

новизне, которую вносит в жизнь Церкви Адвент, посвятил Святой Отец свои размышления перед молитвой «Ангелус» 1 декабря 2013 года. Он напомнил, что в первый день последнего месяца года отмечается Всемирный день борьбы с ВИЧ-СПИДом.
Папа выразил «близость к людям, которые страдают, особенно к детям», и поддержку «тихой работы» многих миссионеров и людей, которые работают для помощи больным, - врачей и исследователей.
«Каждый больной человек, без исключения, имеет право иметь доступ к необходимой медицинской помощи», - подчеркнул Понтифик.
В своих рассуждениях он обратился к цели Адвента, который, как он отметил, напоминает начало путешествия с Богом, которое никогда не заканчивается. Моделью этого путешествия, по мнению Папы, является Пресвятая Дева Мария.
«Мы начинаем сегодня, в Первое воскресенье Адвента, новый литургический год, то есть новое путешествие народа Божия с Иисусом Христом, нашим Пастырем, Который ведет нас в истории до воплощения Царства Божия, - сказал Папа. - Поэтому этот день имеет особую привлекательность, он рождает глубокое ощущение истории. Откройте же для себя красоту бытия на пути: Церковь, со своим призванием и миссией, и все человечество, народы, цивилизации, культуры, - все находятся на пути по тропам времени.

Но на пути куда? Существует ли общая цель? И что это за цель? Бог отвечает пророку Исаии, говоря: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима» (Ис. 2, 2-3). Это то, что Исаия говорит о цели нашего путешествия. Это универсальное паломничество к общей цели, которая в Ветхом Завете названа Иерусалимом, где стоит Храм Господний, потому что оттуда, из Иерусалима, пришло откровение образа Бога и Его закона. Откровение нашло свое воплощение в Иисусе Христе, и «Храмом Господним» стал Он сам, воплощенное Слово. Он руководит и направляет наше паломничество, паломничество всего народа Божия. В Его свете также и другие народы могут идти к Царству справедливости, к Царству спокойствия.

Пророк далее говорит: «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (2, 4). Но когда это произойдет? Какой же это настанет великий день, когда оружие будет изъято, чтобы быть стать орудием труда! Какой великий день будет! И это возможно! Давайте сделаем ставку на надежду, надежду мира - и все исполнится!

Это путешествие никогда не заканчивается. Как и в жизни каждого из нас всегда есть необходимость в изменении, росте, восстановлении чувства цели своего существования, поэтому большой человеческой семье постоянно необходимо восстанавливать общий горизонт, к которому мы все стремимся. Горизонт надежды! Это тот горизонт, к которому следует путешествовать. Время Адвента, которое мы начинаем сегодня заново, возвращает нам горизонт надежды, надежды, которая не разочарует, потому что она основана на Слове Божьем. Надежды, которая не разочарует, просто потому, что Господь никогда не разочаровывает! Он верный! Он не разочарует! Давайте подумаем и почувствуем эту красоту.

Моделью этих духовных отношений, бытия и путешествия по жизни является Дева Мария. Простая деревенская девушка, которая собрала в своем сердце всю Божью надежду! В ее лоне Божья надежда воплотилась, стала человеком, вошла в историю – это Иисус Христос. Ее «Магнификат» - это песня народа Божия, который находится на пути, всех людей, которые возлагали надежду в Боге, в силе Его милосердия. Позволим ей управлять нами. Она - мать, мать, которая знает, как вести нас. Позволим ей направлять нас в это время ожидания и активного бдения», - призвал Папа во время своих размышлений.

В заключение Понтифик пожелал всем собравшимся на площади св. Петра хорошего переживания Адвента.
http://www.radiovaticana.org/

суббота, 23 ноября 2013 г.

ВЕРА КАК СОУЧАСТИЕ В БОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Распознавание любящего Присутствия

"Каждое мгновение нашей жизни проникнуто присутствием Того, Кто нас любит и одаряет. Жизнь в вере означает умение заметить это любящее и неустанно одаряющее нас Присутствие. 

Благодаря вере Христос постепенно становится тем светом, который озаряет всю жизнь человека, озаряет весь мир. Он становится живым действенным Присутствием в жизни Своих учеников. Каждый миг нашей жизни говорит о Его присутствии. Время - это Присутствие с большой буквы, присутствие Христа в нашей жизни, личное присутствие Бога, являющего Себя в качестве Того, Кто ожидает чего-то от нас. 

Бог являет Себя в Своей воле. А что такое Его воля? Это всегда наше благо, поскольку Бог есть Любовь. Каждый миг твоей жизни - что момент встречи с любящим тебя Присутствием. Говорят, что время - это таинство встречи человека с Богом. 

В этом смысле каждая минута становится евангельским талантом, поскольку является Присутствием, к чему-то нас обязывающем. Каждую минуту, независимо от того, радостная она или горькая, Господь наполняет благодатью. Апостол Павел говорит, что мы живем, движемся и существуем в Боге (ср. Деян 17,28) [6]. 

Это от Него мы получили дар существования, так же как и дар дыхания, дар принятия пищи, дар дружбы, дар каждой минуты нашей жизни. Слова св. Терезы от Младенца Иисуса [7] о том, что все является благодатью (см. "Желтую тетрадь ", 36), означают, что все, что ни происходит в твоей жизни, связано с каким-то видом благодати. Бог приходит к тебе в виде дара, в виде благодати, в виде призвания - в этом смысле все является благодатью. Бог хочет, чтобы все в твоей жизни обращалось в "капитал" блага. 

Даже зло Он пытается обратить во благо. Зло не может быть благодатью, но Бог, в Своем всемогуществе и бесконечном милосердии, может извлечь благо даже из зла. Последствия содеянного зла могут стать случаем к покаянию и обращению. Итак, "все есть благодать", и все является евангельским талантом, поскольку Господь всегда и везде дает тебе шанс. И необычайно важно, чтобы ты поверил в это непрерывное 

Присутствие, проявляющееся в разных видах. Данный момент, каждая минута несет в себе любовь, как сказал кардинал Стефан Вышиньский. Благодать - это проявление любви. Поэтому каждая минута, принося благодать,приносит любовь. Даже тогда, когда ты утопаешь в грехах, Христос остается с тобой и любит тебя. 

Если бы ты помнил об этом, если бы верил, что ты непрерывно погружен в милосердную любовь Бога, Который никогда тебя не оставит, ты наверняка не оступился бы. Все, что ни происходитвтвоей жизни, связано с любовью возлюбившего тебя Бога,с тем, что Он желает тебе блага. Бог присутствует в твоей жизни независимо от того, что ты делаешь. 

Время - это таинство твоей встречи с Ним, с Его милосердием, с Его любовью к тебе и с Его жаждой обратить все тебе на пользу, так, чтобы каждая твоя вина становилась "счастливой виной". Если бы ты так воспринимал каждое переживаемое мгновение, в тебе бы рождалась спонтанная молитва. 


Эта молитва была бы непрестанной, поскольку Господь непрестанно пребывает с тобой и непрестанно любит тебя. Каждый миг твоей жизни проникнут любовью этого неустанно объемлющего тебя Присутствия."

 Дайчер Фаддей
Размышления о вере

Урачыстае закрыцце Года веры ў Гродзенскай дыяцэзіі

"Што датычыцца будучыні веры 
на нашай зямлі – я аптыміст !"


- Ваша Эксцэленцыя, 24 лістапада 2013 года, ва ўрачыстасць Хрыста – Валадара Сусвету, заканчваецца Год веры, але на самой справе пілігрымка веры кожнага з нас працягваецца далей. Які плён гэтага вялікага года, на Вашу думку, можа сустрэцца або ўжо сустракаецца ў нашай дыяцэзіі?
    
- У апостальскім лісце Бенедыкта XVI “Porta Fidei” чытаем, што Святы Айцец, абвяшчаючы Год веры, хацеў, каб ён стаў для ўсіх вернікаў каталіцкага Касцёла стымулам да аўтэнтычнага і новага навяртання да Пана, адзінага Збаўцы свету. Год веры павінен абудзіць у кожным верніку імкненне вызнаваць веру ва ўсёй яе поўні, з адноўленым перакананнем, даверам і надзеяй. Ён павінен таксама мабілізаваць Божы люд нанова адкрыць і абдумаць змест веры – хрысціянскае “Credo”, а таксама даваць верагоднае сведчанне веры сваім штодзённым жыццём.
    
Вера з’яўляецца ў першую чаргу ўнутранай рэчаіснасцю, якая нараджаецца з асабістай сустрэчы веруючага чалавека з Езусам Хрыстом. Плён гэтай сустрэчы лягчэй убачыць сам вернік, чым старонні назіральнік. Таму я думаю, што кожны хрысціянін мог бы, ды і павінен, даць на гэтае пытанне свой непаўторны адказ. 

    
- Ксёндз Біскуп, якія найважнейшыя падзеі з жыцця нашай дыяцэзіі ў мінулым годзе паспрыялі развіццю нашай веры?
    
- Разам з цэлым Касцёлам 11 лістапада 2012 г. мы распачалі ў Гродзенскай дыяцэзіі перажыванне Года веры. Увогуле, можна сказаць, што Год веры складаў галоўны кантэкст усіх падзей і душпастарскіх ініцыятыў.
    
Перш за ўсё, Год веры гарманічна ўпісваецца ў падрыхтоўку да святкавання 25-гадовага юбілею Гродзенскай дыяцэзіі. У межах гэтай падрыхтоўкі ва ўсіх парафіях нашай дыяцэзіі адбываюцца святыя Місіі, мэтай якіх з’яўляецца менавіта паглыбленне і ажыўленне веры Божага люду. Я перакананы, што сутнасць, звязаная з Годам веры, знайшла належнае адлюстраванне ў місійных навуках.
    
Сярод іншых найбольш значных падзей Года веры я хацеў бы пералічыць перэгрынацыю копіі абраза Маці Божай Будслаўскай у парафіях дыцэзіі, наведванне рэліквій св. Яна Боско і св. Тэрэзы ад Дзіцятка Езус, унясенне рэліквій бл. Яна Паўла II у дыяцэзіяльны санктуарый у Тракелях.
   
 Былі арганізаваны з’езды дыяцэзіяльнай моладзі, працаўнікоў службы аховы здароўя, настаўнікаў і выхавацеляў, дзяцей і міністрантаў, а таксама сустрэчы святароў і манаскіх сёстраў. Усе гэтыя падзеі перажываліся пад знакам Года веры, згодна з указаннямі Апостальскай Сталіцы.
    
Хацелася б таксама звярнуць увагу на шматлікія пілігрымкі, арганізаваныя парафіямі, групамі вернікаў ці душпастарствамі не толькі ў санктуарыі ў Тракелях ці Будславе, але і ў Чанстахову, Ліхень, Вільню, Рым ці ў Святую Зямлю. Прадстаўнікі Гродзенскай дыяцэзіі таксама прынялі ўдзел у Сусветных днях моладзі ў Рыа-дэ-Жанейра. Я перакананы, што ўсе гэтыя ініцыятывы прыносяць багаты духоўны плён у жыцці вернікаў нашай дыяцэзіі.
   
 Трэба таксама адзначыць, што ў многіх парафіях дыяцэзіі, згодна з указаннямі Кангрэгацыі навукі веры, прамаўляліся катэхізмовыя казанні, якія павінны былі наблізіць вернікам змест Катэхізіса Каталіцкага Касцёла, навучанне II Ватыканскага Сабору і Магістэрыя Касцёла.
    
З усёй упэўненасцю, Год веры быў таксама адлюстраваны ў катэхезах і фармацыйных сустрэчах святароў з рознымі катэгорыямі вернікаў.
    
Вельмі красамоўным знакам з’яўляецца таксама тое, што ў Год веры была пабудавана часовая капліца ў нядаўна заснаванай парафіі бл. Яна Паўла II у Смаргоні, а таксама ўжо было распачата будаўніцтва парафіяльнага касцёла. І хоць гэтая падзея на першы позірк не звязана непасрэдна з Годам веры, яна, бясспрэчна, мабілізуе смаргонскіх парафіян да яшчэ больш актыўнага і ахвярнага ўдзелу ў жыцці парафіяльнай супольнасці ў кантэксце выклікаў і заданняў, якія перад імі стаяць.

    
- Ваша Эксцэленцыя, як можна дакладна адказаць на заклік Святога Айца? Канкрэтныя прапановы – як перажываць дар веры ў сваім жыцці?
   
 - Папа Францішак у энцыкліцы “Lumen Fidei” падкрэслівае некаторыя аспекты веры, якія могуць быць каштоўнай падказкай для таго, як штодзённа перажываць гэты вялікі і цудоўны дар.
   
 Па-першае, Святы Айцец падкрэслівае, што вера мае вымярэнне Касцёла, супольнасці, а таму яна па сваёй прыродзе імкнецца да таго, каб распаўсюджвацца, запрашаць іншых да сваёй радасці. Я лічу, што як хрысціяне, члены каталіцкага Касцёла мы павінны ўвабраць у свае сэрцы гэтыя словы Святога Айца і яшчэ больш удзельнічаць у жыцці Касцёла на ўзроўні сям’і, парафіі, дыяцэзіі. Толькі тады наша вера будзе перажывацца ва ўсёй сваёй поўні. Сёння існуе дастаткова шмат цэнных ініцыятыў і душпастарскіх прапаноў, скіраваных да асобных катэгорый вернікаў. Здаецца, што ўдзел у такога тыпу ініцыятывах дапаможа адчуць і цалкам ацаніць супольнасны характар веры.
   
 Другім вельмі важным аспектам, які мы можам заўважыць у энцыкліцы “Lumen Fidei”, з’яўляецца выдзяленне ролі сям’і ў перадачы веры праз малітву, слова і асабісты прыклад сумеснай практыкі веры на ўсіх этапах жыцця. Сям’я з’яўляецца першым асяродкам, у якім нараджаецца і развіваецца вера. Хацелася б пажадаць усім нашым сем’ям, каб яны ўсвядомілі адказнасць, якую нясуць перад Богам і Касцёлам за перадачу дару веры, а таксама былі заўсёды моцнымі і вернымі свайму цудоўнаму пакліканню.
    
Акрамя гэтага, у энцыкліцы падкрэслена сувязь веры і малітвы, а таксама сакраментальны характар веры. Думаю, што без малітвы і святых сакрамантаў нельга гаварыць пра глыбокае перажыванне веры. Для гэтага абавязкова трэба няспынна паглыбляць жыццё малітвы, а таксама супрацоўнічаць з Божай ласкай, якую мы атрымліваем у святых сакрамантах, каб наша вера развівалася, сталела і прыносіла самы лепшы плён.

    - Многія людзі ў Беларусі, хоць і называюць сябе хрысціянамі, маюць дастатковыя цяжкасці ва ўспрыняцці навучання Касцёла. Што трэба рабіць у будучыні, каб хрысціяне ў нашай краіне не страцілі сваёй тоеснасці?
    
- Розныя цяжкасці ва ўспрыняцці навучання Касцёла, якія можна заўважыць у католікаў, з’яўляюцца сур’ёзным заданнем для мясцовых Касцёлаў у многіх краінах свету, у тым ліку і ў Беларусі.
    
Гэтая праблема выбарачнага стаўлення да веры была асветлена ў энцыкліцы “Lumen Fidei”. Чытаем у ёй: “Улічваючы тое, што вера адна, яна павінна вызнавацца ва ўсёй яе чыстасці і поўні. Менавіта таму, што ўсе праўды веры лучацца ў адно, непрыняцце якой-небудзь з іх, хоць бы нават той з іх, якая можа здавацца менш важнай, прыносіць шкоду цэламу. Кожная эпоха можа прызнаваць пэўныя элементы веры за больш лёгкія або больш цяжкія для прыняцця: таму вельмі важна сачыць, каб перадаваўся ўвесь дэпазіт веры (параўн. 1 Цім 6, 20), каб належным чынам падкрэсліваліся ўсе аспекты вызнання веры. Паколькі адзінства веры з’яўляецца адзінствам Касцёла, адыманне чагосьці ад веры азначае адыманне чагосьці ад праўды камуніі” (LF, 48).
    
Усе, чыім заданнем з’яўляецца абвяшчэнне веры, – святары, катэхеты, настаўнікі і выхавацелі, а таксама каталіцкія СМІ – адказны за перадачу зместу веры ва ўсёй яе праўдзе і поўні. А люд верны павінен, у сваю чаргу, праяўляць паслушэнства веры, прытрымліваючыся здаровай, сапраўднай навукі Касцёла. Я лічу, што ўсе, на кім ляжыць адказнасць за абвяшчэнне зместу веры, павінны не спыняцца ў пошуку новых, усё больш эфектыўных спосабаў дабрацца са сваёй навукай да як мага больш шырокага кола слухачоў, а таксама, што вельмі важна, паклапаціцца аб тым, каб гэтая навука была як мага больш верагоднай і пераканаўчай. Нельга таксама забывацца пра значэнне асабістага сведчання веры, якое, як правіла, з’яўляецца значна больш пераканаўчым, чым самыя мудрыя разважанні і найпрыгажэйшыя заклікі.

    - Ці сённяшняе пакаленне перадасць дар веры наступнаму пакаленню людзей, так як гэта зрабілі нашы продкі на нашай зямлі? Калі так, то як?
   
 - Дар веры, які мы атрымалі ад папярэдніх пакаленняў, што жылі на нашай зямлі, з’яўляецца, бясспрэчна, бясцэннай спадчынай, але таксама і патрабуючай спадчынай. У пэўным сэнсе мы ўсе нясём за яе адказнасць.
   Што ж датычыцца будучыні веры на нашай зямлі – я аптыміст. Тыя цудоўныя зярняты хрысціянскай веры, засеяныя ў сэрцах сучасных вызнаўцаў Хрыста, акропленыя крывёй мучанікаў і слязамі тых, хто цярпеў за веру, прынясуць шчодры плён.
    
Будучыняй Касцёла на нашай зямлі, як і ўвогуле Паўсюднага Касцёла, з’яў­ляецца моладзь. Цешыцца сэрца, гледзячы на такую колькасць маладых людзей, якія ўсведамляюць перажываемую веру, якія прымаюць актыўны ўдзел у разнастайных душпастарскіх акцыях, сустрэчах, пілігрымках, рэкалекцыях, якія займаюцца валанцёрствам... Адносна будучыні гэтай моладзі і іх веры мы можам быць спакойнымі.
   
 Найважнейшае ж заданне – дайсці з радасным пасланнем хрысціянскай веры да тых, хто па розных прычынах з’яўляецца абыякавым, для каго Добрая Навіна яшчэ не дайшла, хто не хоча адкрыць Хрысту дзверы ўласных сэрцаў.
    
У Пасланні на сёлетнія Сусветныя дні моладзі Бенедыкт XVI заахвочваў маладых людзей быць місіянерамі новай евангелізацыі, далучацца да абвяшчэння Добрай Навіны ў першую чаргу ў сваім асяроддзі, праз слова і сведчанне. Я лічу, што гэтыя словы Святога Айца можна аднесці не толькі да моладзі, новая евангелізацыя з’яўляецца заданнем кожнага хрысціяніна.

    - Ваша Эксцэленцыя, як сёння трэба адказваць на заклік Хрыста, каб даваць сведчанне веры?
   
 - У сённяшні час сведчанне веры патрабуе ад хрысціяніна немалой адвагі. Хоць веруючыя людзі і не пераследуюцца за веру, не заўсёды лёгка прызнацца да Хрыста, нялёгка жыць паводле Евангелля і навукі Касцёла, нялёгка абараняць веру і хрысціянскія каштоўнасці, калі ў кантэксце плюралізму светапоглядаў і секулярызацыі, якая ўвесь час пашыраецца, грамадству прапануюцца розныя прыклады і сістэмы каштоўнасцей, і яно паддаецца розным уплывам, не заўсёды пазітыўным.
   
 У такой сітуацыі тым больш каштоўным з’яўляецца сведчанне хрысціян, якія паказваюць прыгажосць веры, якую яны перажываюць, і радасць штодзённага крочання за Хрыстом. Гэтае сведчанне хрысціянскага жыцця будзе прымаць розныя формы ў залежнасці ад асабістага стану хрысціяніна, ад яго ўзросту, прафесіі, паклікання, рыс асобы і г.д. Вельмі важна, каб яно было верагодным і аўтэнтычным.
    І давайце не будзем забывацца пра тое, што вера – гэта, у першую чаргу, ласка, Божы дар. Святы Дух спадарожнічае нашым людскім намаганням і імкненням, дадаючы ім моцы і паспяховасці, таму давайце старанна маліцца і, нягледзячы на чалавечую абмежаванасць, недасканаласць і слабасць, быць адважнымі сведкамі Хрыста.

    - Дзякуй за размову!

            Слова Жыцця , 23.11.2013                                                                                              кс. Павел Салабуда