Обращаясь к более 80-ти тысячам верующих, которые, несмотря на дождливую погоду, собрались на Общей Аудиенции, состоявшейся на площади Святого Петра в среду 9 октября 2013, Папа Франциск сосредоточился на одной из характеристик Церкви, то есть на ее соборности,
прежде всего, на том, что значит быть католиком.
прежде всего, на том, что значит быть католиком.
Дорогие братья и сестры, добрый день! Сегодня такая плохая погода, удивляюсь, что вы собрались!
«Верую в единую, святую, вселенскую Церковь …». Сегодня будем размышлять над такой характерной чертой Церкви как «католичность». Прежде всего: что значит «католический»? Это слово происходит от греческого «kath’olòn», что означает «согласно всему», означает вселенскость. Каким образом эта вселенскость касается Церкви? В каком смысле говорим, что Церковь является католической? Я бы разделил на три главных значения.
1. Во-первых. Церковь католическая, поскольку является пространством, домом, в котором нам проповедуют веру во всей ее целостности, где спасение, которое нам принес Христос предлагается всем. Церковь позволяет нам встретить милосердие Бога, который нас изменяет, потому что в Нем присутствует Иисус Христос, дает истинное исповедание веры, полноту сакраментальной жизни, подлинность священства. В Церкви каждый из нас находит то, что необходимо для того, чтобы верить, чтобы жить как христиане, чтобы стать святыми, чтобы быть паломниками в каждом месте и во всякое время.
Чтобы привести пример, можем сказать, что это подобно жизни в семье. В семье мы получаем все то, что позволяет нам расти, созревать, жить. Невозможно расти самому, невозможно самому научиться ходить, но мы ходим, растем в определенном сообществе, в семье. Так есть и в Церкви. В Церкви мы можем услышать Слово Божие, будучи уверенными, что это послание, которое нам дал Господь. В Церкви можем встретить Господа в таинствах, которые являются открытыми окнами, через которые мы получаем свет Бога, потоками, в которых черпаем жизнь от самого Бога. В Церкви мы учимся жить сопричастностью, любовью, происходящих от Бога. Каждый из нас может сегодня задать себе вопрос: как я живу в Церкви? Когда иду в церковь, то куда я иду: в конюшню или на футбольный матч, на ужин? Когда иду в церковь, как принимаю дары, которые Церковь дает мне для роста, для созревания как христианина? Или я участвую в жизни сообщества, или иду в церковь и замыкаюсь в своих проблемах, изолируясь от других людей? В этом первом значении Церковь является католической, поскольку является домом для всех. Все являются детьми Церкви и имеют свое место в этом доме.
2. Второе значение: Церковь католическая, поскольку является вселенской, рассеянной по всему миру и проповедующей Евангелие каждому человеку. Церковь не является элитарной группой, не относится только к отдельным лицам. Церковь не замыкается, она является посланной ко всему человеческому роду. Она является единой Церковью и присутствует также в своих маленьких частях. Каждый может сказать: мой приход — Католическая Церковь, потому что он также является частью вселенской Церкви, имеет полноту дара Христова, веру, таинства, священство служение. Он находится в единстве с епископом, с Папой и открыт для всех без различия. Церковь не есть только в тени нашей колокольни, но охватывает широкий диапазон людей, народов, исповедующих ту же веру, питающихся той же Евхаристией, которым служат такие же пастыри. Поэтому нужно находиться в общении со всеми Церквями, со всеми католическими сообществами всего мира, малыми или большими! Это прекрасно! Более того, чувствовать, что все мы посланы на миссию, как малые сообщества, так и большие, все мы должны открыть наши двери и выйти проповедовать Евангелие. Поэтому поставим себе вопрос: что я делаю для того, чтобы передавать другим радость от встречи с Господом, радость от принадлежности к Церкви? Возвещение и свидетельства веры не является делом немногих, оно касается также меня, тебя, каждого из нас!
3. Третья и последняя мысль: Церковь католическая, потому что является «домом согласия», где единство и многообразие объединяются, чтобы стать богатством. Поразмышляем над образом симфонии, что означает согласие и гармонию. Различные инструменты звучат вместе, каждый из них сохраняет свой неповторимый тембр, а их характерное звучание гармонизирует в одно целое. Есть также тот, кто управляет — дирижер, а в исполнении симфонии все инструменты звучат «гармонично», хотя и не заглушается тембр каждого из них, особенность каждого из них, а наоборот — очень ценится.
Этот красивое сравнение говорит нам, что Церковь похожа на большой оркестр, в котором существует многообразие. Мы все не являемся одинаковыми, и не должны быть одинаковыми. Мы все разные, каждый со своими особенностями. И это в Церкви прекрасно! Каждый вносит свою специфику, то, что получил от Бога, чтобы обогатить, одарить других! Среди различных составляющих существует это многообразие, но оно не ведет к конфликту, не ведет к противопоставлению друг другу. Это многообразие, которое гармонично сочетает Святой Дух. Именно Он является истинным «Учителем», сам Он является гармонией. Задумаемся сейчас: в наших общинах мы живем гармонией или ссоримся между собой? В моей приходской общине, в моем движении, в котором я переживаю свою принадлежность к Церкви есть сплетни? Если есть сплетни, тогда нет понимания, есть борьба, а это — не Церковь. Церковь понимает всех и не сплетничает. Или мы принимаем других, принимаем, что существует соответствующее многообразие, что другой человек мыслит по-другому. Даже в одной вере можно мыслить по-другому. Или мы имеем склонность унифицировать все? Но однородность убивает жизнь. Жизнь Церкви является многообразием, а если пытаемся всем навязать эту однородность, то все убиваем. Попросим Святого Духа, Который творит это единство, в многообразии и гармонии, чтобы сотворял нас все более «католическими», то есть детьми в этой Церкви, которая является католической и вселенской! Спасибо!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.