Дорогие братья и сестры, здравствуйте!
Я хочу довести до конца катехизические наставления о Символе веры, которые произносились во время завершившегося в прошлое воскресенье Года Веры. В этом и в следующем наставлении я бы хотел рассмотреть тему воскресения плоти, в ее двух аспектах, так, как их излагает Катехизис Католической Церкви, то есть нашу смерть и воскресение в Иисусе Христе. Сегодня остановимся на первом аспекте, на нашей смерти в Иисусе Христе.
1. У всех нас, как правило, неверное представление о смерти. Смерть касается всех нас, оставляя в нас глубокий след, особенно когда прикасается к нам, унося близких, или когда поражает детей, беззащитных, вызывая в нас смятение. Меня всегда поражал вопрос: почему страдают дети? Почему они умирают?
Если ее считать концом всего, то смерть пугает, ужасает, превращается в угрозу, разбивающую любую мечту, любую перспективу, разрывающую любые отношения и прерывающую любой путь. Это случается, когда мы считаем нашу жизнь неким отрезком времени, замкнутым двумя полюсами: рождением и смертью; когда мы не верим, что после нашей нынешней жизни есть еще продолжение; когда живут так, как если бы Бога не существовало.
Такое представление о смерти типично для атеистической мысли, которая интерпретирует жизнь как случайное появление человека в мире и его путь к небытию. Но есть еще практический атеизм, выражающийся в том, чтобы жить только для своих интересов, жить только для земных вещей. Если мы дадим себе увлечься этим ошибочным видением смерти, у нас нет другого выбора, кроме как делать вид, что ее не существует, отрицать ее или перевести в разряд обычных, заурядных явлений, лишь бы она нас не пугала.
2. Но этому ложному решению противится сердце человека, желание бесконечности, которое всем нам свойственно, наша тоска по вечному. Итак, каков же христианский смысл смерти? Если мы взглянем на самые скорбные моменты нашей жизни, когда мы потеряли близкого нам человека – родителей, брата, сестру, супруга, ребенка, друга, – то ощущаем, что даже когда мы переживаем эту драму утраты, даже когда нас терзает чувство разлуки, в сердце возникает убеждение, что не может быть, что все кончено, и что отданное и полученное добро не было бесполезным. В нас сидит мощный инстинкт, который говорит нам, что жизнь не кончается со смертью. И это правда – наша жизнь не заканчивается смертью!
Эта жажда жизни нашла свой реальный и достоверный ответ в воскресении Иисуса Христа. Воскресение Иисуса дает не только уверенность в жизни после смерти, но освещает также саму тайну смерти каждого из нас. Если мы живем, соединенные с Иисусом, верные Ему, то мы становимся способными принимать с надеждой и спокойствием также переход через смерть. В связи с этим у Церкви есть такая молитва: «Если нас удручает неизбежность того, что мы должны умереть, да будет нам утешением обетование бессмертного будущего», – это одна из прекраснейших молитв Церкви.
Человек обычно умирает так, как жил. Если моя жизнь была путем с Господом, доверием к Его безграничному милосердию, то я буду готов принять последнюю минуту моей жизни как окончательное уповающее вверение себя в Его заботливые руки, в ожидании созерцания Его лика. И это самое прекрасное, что может с нами произойти: созерцать лицом к лицу этот удивительный лик Господа, видеть Его таким, какой Он есть: прекрасный, наполненный светом, любовью, нежностью. Мы идем именно к этой цели: чтобы найти Господа.
3. С этой точки зрения становится понятным призыв Иисуса быть всегда готовыми, бодрствующими, зная, что жизнь в этом мире нам дана также для того, чтобы подготовить другую жизнь, – с небесным Отцом. И для этого есть один надежный путь: подготовиться хорошо к смерти, находясь рядом с Иисусом. Вот он – надежный путь: я готовлюсь к смерти, находясь все время рядом с Иисусом. И как же это сделать?
С помощью молитвы, в Таинствах и также в делах милосердия. Давайте помнить о том, что Он присутствует в самых слабых и нуждающихся. Он Сам отождествлял Себя с ними в знаменитой притче о Страшном Суде, сказав: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. …Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25,35-36.40).
Поэтому надежный путь заключается в том, чтобы восстановить смысл христианского милосердия и братского сострадания, заботиться о телесных и духовных ранах нашего ближнего. Быть солидарными в сострадании боли и вселять надежду – вот предпосылка и условие для получения в наследие этого Царства, подготовленного для нас. Тот, кто занимается делами милосердия, не боится смерти. Подумайте об этом: тот, кто занимается делами милосердия, не боится смерти. Вы согласны с этим?
Давайте скажем это вместе, чтобы не забыть: тот, кто занимается делами милосердия, не боится смерти. Еще раз: тот, кто занимается делами милосердия, не боится смерти. Почему он не боится смерти? Потому что смотрит ей в лицо в ранах братьев и преодолевает ее любовью Иисуса Христа.
Если мы откроем дверь нашей жизни и нашего сердца самым малым братьям, тогда и наша смерть станет дверью, которая введет нас в Небо, в блаженную отчизну, к которой мы направляемся, желая обитать там вечно с нашим Богом Отцом, с Иисусом, с Богородицей и со святыми.
Аудиенции и Ангелус > 2013-11-27 16:29:00
Текст взят со страницы http://ru.radiovaticana.va/news
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.